Ограничения для инвесторов из «недружественных» стран, которые начали вкладывать в российский бизнес уже после начала военных действий на Украине в феврале 2022 года и введения санкций в отношении России, могут быть ослаблены. Такую идею озвучили президент России Владимир Путин и первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов в ходе ежегодного съезда РСПП. В частности, речь идет о более гибком механизме распоряжения средствами, которые зачисляются на счета «С», такими инвесторами: а именно — возможности вывода на определенных условиях части дивидендов, которые иностранцы получили от своего российского бизнеса.

Владимир Путин предложил правительству подумать над корректировкой ограничений, которые сейчас наложены на иностранцев в части счетов «С». По его словам, сейчас инвесторы из «недружественных» стран технически могут получать дивиденды от своего бизнеса или инвестиций в России, но весь этот доход замораживаются на счетах «С» и не может быть с них выведен. «Может быть, стоит подумать о более гибкой ситуации, при которой можно было бы платить дивиденды и выводить дивиденды или какую-то их часть, но при условии, что эти средства будут направляться, в том числе, или, прежде всего, на развитие бизнеса внутри России. На, скажем, связанные с новыми технологиями и инвестициями», — заявил он.

В свою очередь Андрей Белоусов сказал, что такая тема уже прорабатывается и это предложение поддержали Минфин и Банк России. «У нас существует достаточно случаев, когда дивиденды нужно выводить, просто чтобы компания в РФ могла функционировать», — сказал он. По словам Андрея Белоусова, для обсуждения этого вопроса и выработки критериев и условий для таких операций уже создана специальная комиссия, которую возглавляет министр финансов Антон Силуанов и куда входят представители ЦБ и Минэкономразвития. «Речь идет о том, чтобы более четко установить критерии, регламенты, правила, по которым будут приниматься соответствующие решения», — заявил он.

В качестве одного из таких критериев Андрей Белоусов назвал поблажки для инвесторов, которые «зашли в Россию после начала спецоперации и введения санкций». «То есть люди из так называемых «недружественных» стран уже понимали, что им грозит в условиях этой враждебной остановки, но они вошли сюда и работают. Вот для такого рода инвестиций мы предлагаем существенно ослабить те ограничения, которые сегодня есть», — сказал он. «Под жестким контролем, администрируемо, это ослабить», — добавил он. Ослабления ограничений он пообещал обсудить на встрече с правительством 16 марта.

Владимир Путин в ответ на это поиронизировал: «Слышите, что он сказал? Перерегистрируйтесь — и все будет хорошо! Как будто зашли снова». Глава РСПП Александр Шохин, комментируя эту идею, предложил ввести понятие «дружественные компании из недружественной страны». Он отметил, что направление по ведению точных критериев для подобного вида операций — очень правильно и тоже поддержал идею.

Frank Media направили запрос в Минфин и Банк России. «Данный вопрос прорабатывается», — ответили в министерстве, отказавшись от дальнейших комментариев.

Кого могут коснуться «поблажки» от президента

После февраля 2022 года в голову не приходят статистически значимые примеры компаний из «недружественных» стран, которые начали инвестировать в России, пытается припомнить руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов. «Сейчас такие инвестиции воспринимаются в своих странах очень токсичными, и многие компании, несмотря на возможные экономические выгоды, предпочтут воздержаться от подобных инвестиций, так как есть риск нарушить один из многочисленных санкционных пакетов, которые мало того что сильно размыты и не всегда понятны, так еще и предполагают как экономические, так и уголовные последствия. В таких условиях мало кто согласится инвестировать», — отмечает он.

Дмитрий Леснов предполагает, что бенефициарами такого решения могут быть иностранные структуры из «недружественных» стран, фактическими владельцами которых являются российские граждане или граждане из дружественных стран. «В этом случае им, действительно, будет разумно рассмотреть репатриацию капитала и инвестирования его в российскую экономику, чтобы иметь возможность получать часть дохода в виде дивидендов, а другую часть инвестировать в расширение производства внутри России, например, в отрасли, которые будут позволять укреплять технологический суверенитет страны», — говорит он.

Однозначно определить критерии таких компаний сложно, так как это пока лишь инициатива, говорит он. «Но в общих чертах, кажется, что это предложение озвучено специально для российских владельцев компаний из недружественных стран, чтобы побудить их к более активной репатриации капитала и инвестированию в российскую экономику с некой гарантией, что какая-то часть дохода от таких вложений может быть выплачена владельцам подобных компаний в виде дивидендов», — добавляет Дмитрий Леснов.

«Вполне возможно, что будет определена пропорция распределения дохода между выплатой дивидендов акционерам и инвестированием в развитие самой компании. Например, до 1/3 дохода может быть выплачено в виде дохода владельцам компании, с возможностью их перечисления на реквизиты акционеров, в том числе и на счета в иностранных банках. А остальная часть дохода должна будет пойти на инвестирование в развитие самой компании», — говорит он.