Что случилось. Вирусный кризис позволил людям во всем мире накопить $5,4 трлн — это около 6% мирового ВВП, пишет FT со ссылкой на данные Moody’s. Из них около $2 трлн приходится на жителей США.

Подробнее. Эксперты Moody’s допускают, что дополнительные накопления в сочетании с отложенным спросом вызовут всплеск потребительских расходов во всем мире. Это связано с тем, что у жителей отдельных стран формируется коллективный иммунитет и власти этих стран ослабляют корронавирусные ограничения, поясняет главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди.

Если потребители потратят хотя бы треть своих сбережений, они увеличат объем мирового производства более чем на 2 п.п. как в 2021, так и в следующем году, отмечают экономисты агентства.

Увеличению трат будет способствовать также рост потребительского доверия: индекс Conference Board (отражает уровень оптимизма потребителей) в 1 квартале 2021 года достиг самого высокого уровня за последние 16 лет. 

«Восстановление мировой экономики и, как следствие, настроения потребителей, вероятно, по-прежнему будут заметно различаться от региона к региону. Страны с более широким доступом к вакцинам, скорее всего, достигнут коллективного иммунитета и вернутся к нормальной жизни раньше остальных», — отмечала главный экономист Conference Board Дана Петерсон.

Самый большой объем накоплений, по оценкам Moody’s, приходится на развитые страны, включая США и страны Западной Европы, где власти чаще вводили локдауны и оказывали меры поддержки населению.

Самый большой рост расходов ожидается со стороны американских потребителей, меньше всего – от британских, отмечает экономист Barclays Сильвия Ардагна.

Почти две трети дополнительных накоплений в США приходятся на 40% самых богатых американцев, подчеркивает экономист Goldman Sachs Ян Хациус. Он допускает, что это может сдерживать масштабы восстановления, потому что семьи с высокими доходами предпочтут не тратить большую часть сделанных накоплений. Состоятельные граждане рассматриваются сбережения как увеличение благосостояния, а не доходов — это скажется на уровне расходов, согласен ведущий экономист Oxford Economics Адам Слейтер. 

Финансирование восстановления экономики будет затруднено из-за дополнительных заимствований в $24 трлн, которые государства сделали во время пандемии. В результате общий долг достиг нового максимума – $281 трлн, отмечает Занди. 

Зачем мне это знать. Потребители могут начать тратить сделанные в кризис накопления по мере снятия коронавирусных ограничений. Это поможет восстановлению экономики, но в то же время существует риск ускорения инфляции.

Подпишись на наш телеграм-канал @frank_media, чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!