Россия. Москва. Президент, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф во время пресс-подхода по итогам заседания Наблюдательного совета Сбербанка России. Гавриил Григоров/ТАСС

Глава Сбербанка Герман Греф дал развернутое интервью РБК. В нем он рассказал о том, как госбанк переживал разгар пандемии и участвовал в производстве вакцины, прокомментировал информацию о «разводе» госбанка с Mail.ru, а также высказал свое отношение к регулированию экосистем. Frank Media выбрал главное из интервью:

  • В начале пандемии был самый тяжелый период — шок. Сбербанк вывел в отделения до 80% сотрудников, чтобы ликвидировать очереди, которые образовались. Решение вывести людей в офисы Греф назвал тяжелейшим, так как защиты для них в тот период времени не было. «Я сам ездил по отделениям без средств защиты, чтобы показывать людям, что я не прячусь где-то в кабинетах. Это продолжалось буквально несколько дней, пока мы не организовали спецрейс из Китая и не снабдили людей масками», — рассказал он.
  • Греф сказал, что вакцинировался первым в банке. «Потом вакцинировались все топ-менеджеры, хотя мы никого и не обязывали вакцинироваться, а просто рекомендовали. Особенно тем, кто связан с большим числом контактов», — сказал он. KPI по вакцинации сотрудников в банке нет. «Но мы, конечно же, хотим, чтобы люди, которые работают на первой линии, были максимально вакцинированы», — отметил Греф. Сейчас в Сбербанке 44% сотрудников — это и вакцинированные, и переболевшие.
  • Сбербанк участвовал в работе по созданию вакцины, помогая обеспечить трансферт технологий на производственные площадки. «Когда ученым нужны были средства, мы оказывали благотворительную помощь. В целом мы проинвестировали около 1 млрд рублей», — сказал Греф. Банк помог в логистике и хранении вакцины, а также отгрузил первые 9 млн доз. При этом Греф отметил, что планов вхождения в фармацевтический рынок у банка нет.
  • Санкции США не окажут серьезного влияния на Россию, так как за прошедшие 5–6 лет прошла очень сильная диверсификация и девалютизация экономики. В то же время геополитическая повестка остается доминирующей с точки зрения инвестиционного климата и «здесь пока хороших новостей не очень много».
  • Бороться с экосистемами сегодня совершенно бессмысленно: они являются доминирующим фактором развития экономик во всех странах мира. В то же время большие экосистемы должны быть под контролем. «Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы они окуклились и закрыли рынок для конкуренции. Вот для этого нужно регулирование. И какое регулирование, пока никто не знает, потому что онлайновая экосистема — это новая реальность. Все очень аккуратно к этому подходят, все внимательно смотрят, что это такое, изучают подходы к возможному регулированию, чтобы вместе с регулированием не выплеснуть ребенка», — отметил Греф.
  • Глава Сбербанка назвал раздутой тему влияния крупных экосистем и технологических компаний на политические и экономические процессы и умы миллиардов. Экосистема не сможет конкурировать с государством, а государство легко расправится с любой экосистемой.
  • Сбербанк считает себя открытой экосистемой, но это не означает, что он может дать доступ к данным кому угодно, только если сам владелец данных не дал на это согласие. При этом Греф допустил передачу обезличенных данных максимально широкому кругу участников — так маленькие игроки получат доступ к возможности обучения своих моделей.
  • Сумма покупок Сбербанка для экосистемы составила за последние 6 лет 145 млрд рублей. Для размера бизнеса это копейки — 1,5-месячный объем нашей прибыли, 3% капитала банка, сказал Греф. «Для сравнения: если мы возьмем другие крупные банки, там аллокация капитала на покупку нефинансовых активов от 15 до 25%», — добавил он, отметив, что Сбербанк ничего не покупает дорого.
  • В отличие от Яндекса с Mail.ru у Сбербанка меньше конкурирующих направлений, ответил Греф на вопрос о возможном «разводе» госбанка с Mail.ru (об этом ранее писала Financial Times — Frank Media). «У нас очень добрые отношения и мы находим решения возникающих аналогичных сложных проблем. Глупо было бы говорить, что они не возникают, потому что опять-таки — соприкасаются две экосистемы», — сказал глава банка.
  • Цифровой рубль — это очевидный шаг вперед, спрос на него будет зависеть от того, насколько он будет эффективно реализован. В целом цифровые валюты могут дать серьезный качественный сдвиг в сочетании с технологией блокчейн-платформ.
  • Сбербанк создал отдельное дочернее предприятие ООО «Союзмультфильм», которое должно выступить покупателем ГУП «Союзмультфильм», в этом году сделка закроется. Сейчас банк создает техническую базу на «Союзмультфильме», чтобы она могла конкурировать с ведущими азиатскими и американскими производителями. Компания уже запустила несколько крупных проектов: это продолжение выпусков российских традиционных сериалов («Простоквашино» и так далее), а также новые идеи. «Я хочу воспитывать своих детей все-таки на своих сказках, на наших ценностях, передавать им традиции, которые я получил от своих родителей. Но для этого нужен современный контент», — отметил Греф.
  • Сотрудники Сбербанка имеют право выражать свое мнение и участвовать в политической или религиозной деятельности, но в нерабочее время и в качестве частных лиц, а не представителей компании. Во время выполнения своих функциональных обязанностей любые агитации сотрудников по политическим или религиозным убеждениям недопустимы.

Зачем вам об этом знать. В интервью Греф высказался по актуальным вопросам, таким как регулирование экосистем и внедрение цифрового рубля, а также поделился некоторыми планами банка.

Подпишись на наш телеграм-канал @frank_media, чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!