Что случилось. Бывший юрист азиатского филиала Wirecard Пэв Гилл рассказал изданию Süddeutsche Zeitung (SZ) о том, как он проводил расследование в отношении своего работодателя. Результаты именно его расследования легли в основу первой публикации в FT, которая привлекла к немецкой финтех-компании внимание регуляторов и кредиторов.

Подробнее. Статья вышла в FT в 2019 году. В ней были описаны различные схемы манипуляций с отчетностью в азиатском подразделении компании. Статья была основана на данных Пэва Гилла, изучившего переписку главного финансового директора Wirecard в Азии Эдо Курниавана. В интервью FT Гилл, тогда еще на условиях анонимности, назвал его «третьим по значимости финансистом в мире». Летом 2020 года Wirecard объявила о банкротстве после того, как аудиторы не смогли подтвердить наличие на ее балансе 1,9 млрд евро. 

Гилл устроился главой юридического отдела азиатского Wirecard в сентябре 2017, но уже через год был вынужден покинуть офис в Сингапуре по требованию компании. Пока он искал новую работу, его мать Сохбир Каур, находившаяся в онкологическом отделении частной клиники Сингапура, связалась с репортерами и рассказала о первых результатах расследования, которые на тот момент были известны лишь узкому кругу лиц.

Расследование Гилла началось в 2018 году с обращения сотрудника, видевшего, как Эдо Курниаван рисовал фломастером на доске для презентаций в конференц-зале потоки распределения прибыли между дочерними компаниями. Речь шла о вымышленных компаниях и фальшивых продажах. Собеседник Гилла подкрепил свои подозрения документами, рассказал он SZ. 

Заручившись поддержкой заместителя главного юристконсульта Wirecard в Азии Дэниэла Штейнхоффа, Гилл и его коллега по комплаенсу в Азии получили доступ к копиям электронных писем Курниавана. После того, как Гилл изучил их и составил по ним отчет, в апреле 2018 года они наняли стороннюю юридическую фирму Rajah&Tann для расследования, которое получило название Project Tiger. 

На основании отчета Гилла и предоставленных писем аудиторы менее чем за две недели составили 30-страничный отчет, из которого следовало, что сотрудники азиатского Wirecard рассылали друг другу по электронной почте фальшивые контракты и счета. Также в нем были факты, говорившие о возможном мошенничестве и отмывании денег.

После этого расследованием занялся центральный офис компании, его взял под контроль операционный директор Wirecard, отвечавший за азиатский бизнес, Ян Марсалек. «Это все равно что спрашивать у поджигателя, кто устроил пожар», — комментировал Гилл SZ суть произошедшего. По его словам, именно к Марсалеку тянулись все ниточки мошеннических схем. 

Сейчас Марсалек объявлен в международный розыск, бывший исполнительный директор Wirecard Маркус Браун находится под арестом по подозрению в мошенничестве на 3,2 млн евро.

Если бы мать Гилла, у которой хранилась флешка с компроматом, не обратилась в СМИ, результаты расследования могли бы не выйти наружу. «Часто люди не имеют полной картины, у них есть подозрения, но они не в состоянии предоставить неопровержимые доказательства своей правоты», — рассказал юрист FT. Он говорит, что был очень напуган, поскольку за ним на каком-то этапе началась слежка.

Зачем мне это знать. Интервью Гилла открывает новые подробности истории с Wirecard. Как отметил Гилл, правительствам стоит создать агентства для работы с информаторами, чтобы получать больше информации о возможных правонарушениях.