Фото Frank Media

Начиная с 21 февраля, после признания Россией независимости ДНР и ЛНР, а после — начала «военной операции» на Украине, ЕС, США, Великобритания ежедневно сообщали о введении блокирующих санкций в отношении крупнейших российских банков — Промсвязьбанк, ВТБ, «Открытие», Совкомбанк, Новикомбанк. Под еще один пакет санкций попал и Сбербанк, но ограничения были введены только на его операции по корреспондентским счета в долларах. Западные власти также приняли беспрецедентные решения отключить санкционное банки от SWIFT, а также заблокировать операции и резервы Банка России.

Россияне поддались панике и активно снимали наличные: выводили валюту и рубли. Так, объем наличных денег в обращении в России в пятницу, 25 февраля, увеличился на рекордные 1,4 трлн рублей, следует из статистики Банка России. Это в 12 раз больше, чем в день начала «военной операции» на Украине и почти втрое больше пика кризиса 2014 года, когда ключевая ставка выросла на сопоставимым с сегодняшним решением шаг — до 17%.

Технически статистика ЦБ отражает весь объем наличных, выпущенных в обращение через кассы и банкоматы банков, но эта сумма близка к величине снятия наличных населением и предприятиями, пояснил РБК управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов: «Понятно, что банки подкрепляют кассы не просто так, а в ожидании изъятий». Однако аналитик не уверен, что такой всплеск наличных в обращении означает, что эта сумма полностью поступила 25 февраля на руки населению и бизнесу. Население могло предъявлять спрос на эти наличные и в течение двух выходных дней 26-27 февраля. «Банки, начиная с 25 февраля, работали фактически на выдачу наличиных: пополняли кассы и банкоматы». — рассказал Frank Media топ-менеджер одного из крупных розничных банков.

В понедельник ЦБ предпринял сразу несколько решительных шагов:

  • повысил ключевую ставку сразу до 20% с 9,5%,
  • обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки для поддержки курса рубля,
  • сообщил о послаблении для банков, особенно санкционных.

Торги на фондовом и срочном рынке, где наблюдалось драматическое падение котировок в предыдущие дни, остановлены. ЦБ запретил российским брокерам исполнять заявки нерезидентов по продаже российский акций. И пообещал сохранение валютных сбережений граждан в санкционных банках, а также сообщил об увеличении выдачи наличных банкам для пополнения запасов средств в банкоматах из-за повышенного спроса населения.

Насколько бы упала стоимость акций на российской бирже, если бы торги все-таки стартовали судить трудно, но на Лондонской фондовой бирже расписки основных «голубых фишек» рухнули на 40-80%. ADR Сбербанка можно было купить за доллар, бумаги Газпрома – $2,6.

Торги на валютном и денежном рынке все-таки открылись, но только в основную сессию с 10 утра. Из-за блокировки резервов ЦБ в долларах и евро регулятор не проводил валютных интервенций для поддержки рубля, однако власти держат курс рубля. Планка ценового коридора теперь меняется не автоматически, а по решению Банка России. Это помогло сдержать рост валюты, которая в какой-то момент выросло до 108 рублей за доллар и 120 рублей за евро.