Фото Unsplash

За месяц до спецоперации российских войск на Украине представители российских госбанков и ЦБ оценивали возможные последствия для экономики от жесткого варианта санкций. Об этом Frank Media рассказали четыре источника, знакомые с содержанием материалов, подготовленных банками для руководства страны.

Свою оценку банкиры представили правительству и президенту Владимиру Путину. Готовили выступление команды Сбербанка, ВТБ и ЦБ. Сразу три источника заверили, что финансистам важно было показать властям экономические последствия от дальнейшей эскалации конфликта с Украиной.

«Признание Россией суверенитета Донецкой и Луганской народных республик тогда рассматривалось как самый жесткий сценарий. Даже участники с самой буйной фантазией не могли представить, к каким последствиям это приведет», — знает источник, ознакомившийся с материалами той встречи.

Каждый из госбанков и регулятор готовили собственную оценку последствий, в итоге объединив все три в одну презентацию. Мы публикуем основные ее пункты, которые нам удалось собрать и подтвердить в беседе с источниками из разных ведомств (все они предпочли остаться анонимными).

Финансисты сошлись во мнении, что жесткие санкции приведут:

  • к сильному падению, ВВП — от 10% и более,
  • к резкому — с 4% до 12% — росту безработицы и снижению доходов населения,
  • необходимости докапитализации банков на 5-6 трлн рублей,
  • росту ключевой ставки до 20-30%,
  • росту курсов валют до 150-200 рублей,
  • задержке развития страны из-за технологического эмбарго.

«Цифра по докапитализации банков — это оценка заблокированных за рубежом активов с корректировкой на ожидаемое изменение валютного курса. Однако помимо этого будут кредитные потери, которые спрогнозировать невозможно», — рассказал один из собеседников Frank Media. Все они указывают на то, что ни в одном сценарии не рассматривались санкции против Центробанка.

Хотя на деле получилось, что практически сразу США, ЕС и Япония заблокировали все операции с ЦБ, что фактически лишает его возможности использовать международные резервы, размещенные как в валютах, так и в золоте.

Потери от санкций, пока не приняты все пакеты, понять сложно, говорит один из госбанкиров, поэтому оценки по докапитализации весьма условны — они скорее показывают масштаб грядущих проблем, чем точные цифры. К тому же объем заблокированных активов ЦБ гораздо больше.

С 24 февраля российские банки живут в условиях постоянно расширяющихся санкций — их ввели и планомерно расширяют США и ЕС, Великобритания и Канада. Пока что иностранные активы заблокированы у ВТБ, Промсвязьбанка, Совкомбанка, «ФК Открытие», кроме того, эти кредитные организации отключены от системы SWIFT. Сбербанк уже объявил об уходе с европейских рынков за исключением Швейцарии.

До сих пор самой значимой докапитализацией банков была схема с предоставлением им ОФЗ почти на 1 трлн рублей в кризис 2014-2015 годов, чтобы те смогли поддержать кредитами экономику, подорванную девальвацией рубля и резким ростом ставок. В случае, если властям придется докапитализировать банки, в соответствии с такой оценкой, это станет самым большим вливанием капитала в банковскую систему России в новейшей истории.

Обязательное. Представители Сбербанка, ВТБ и Центробанка не ответили на запрос Frank Media. Издание ожидает ответа от пресс-службы правительства на запрос по данной теме.