Фото Unsplash

Клиенты частных фондов (НПФ) по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) получат за прошлый год самую низкую доходность с 2018 года. Ни одному из НПФ не удалось переиграть инфляцию: начисленная (разнесенная) на счета средневзвешенная доходность за 2021 год составила 3,2% годовых (см. методику подсчета Frank Media ниже). То есть на фоне ускорившейся инфляции все клиенты фондов получили реальный убыток. Зато вознаграждение фондов полученное по итогам года снизилось не очень значительно и приблизилось к 40 млрд рублей. Граждане, хранящие пенсионные накопления в Пенсионном фонде России (ПФР), тоже получили реальный убыток. Но управляющие их средствами компании (УК) заметно скромнее себя вознаграждают.

Убыток стал реальностью

Разброс по доходности фондов достаточно широкий: от 0,3% годовых у «Альянса», до 5,5% у НПФ Сбербанка (медианная доходность — около 2%). Таким образом, ни один из частных фондов не смог приблизиться к инфляции, которая по итогам прошлого года составила 8,4%. В результате почти 37 млн застрахованных лиц, формирующие свои пенсионные накопления в НПФ, получили реальный убыток по прошлому году: в среднем — в размере 5,2%.

Впрочем, ни одна из управляющих компаний (УК) Пенсионного фонда России (ПФР) также не смогла по прошлому году переиграть инфляцию, свидетельствуют данные ПФР. Самую большую доходность по прошлому году разнес ПФР по портфелю государственных ценных бумаг (ГЦБ, им управляет ВЭБ.РФ) – 4,8% годовых, меньше всего по Национальной УК – 0,9%. Крупнейший расширенный портфель (РП, объемом в 2 трлн рублей, находится под управлением ВЭБ.РФ), где сосредоточены средства «молчунов», показал прирост на 4,6%.

Тем не менее, если на пятилетнем периоде, в среднем НПФ также получили для своих клиентов реальный убыток — средневзвешенная накопленная доходность НПФ за 2017-2021 составила 21,7%, тогда как индекс потребительских цен за это же время вырос на 25,3%, — то за это же время ни одна из УК ПФР не разнесла по счетам своих клиентов доходность меньше, чем накопленная инфляция. Минимальный уровень доходности за пятилетку был у УК «Промсвязь» — 34,3%, максимальный по портфелю ГЦБ — 53,1%. Прирост РП за этот же период составил 40%.

Рынок и самоочищение

В прошлом году облигационный рынок – пенсионные накопления инвестируют в основном именно в бонды – находился под давлением из-за роста ключевой ставки ЦБ (была поднята до 8,5% с 4,25%). Как результат, рассчитываемый Московской биржей субиндекс корпоративных облигаций пенсионных накоплений (BPSI) за год вырос лишь на 0,5%, а субиндекс ОФЗ (BPSIG) и вовсе упал на 7%.

Однако ряд крупных фондов и ВЭБ.РФ сформировали крупные облигационные портфели, что помогло им показать результат лучше рынка. По данным ЦБ, если на начало прошлого года непереоцениваемая часть портфеля всех НПФ составляла 940 млрд рублей, то на конец третьего квартала – уже 1,1 трлн рублей. В РП ВЭБ.РФ такая часть портфеля составляет треть, писал «Коммерсант». Кроме того, хорошую динамику показал рынок акций: индекс этих долевых инструментов (EPSITR) за прошлый год вырос на 12,5%. Тем не менее акции не занимали значительной доли ни в портфелях НПФ, ни в агрегированном портфеле УК.

На пятилетний неутешительный результат НПФ также повлияли показатели 2018 года, когда нескольким частным фондам, связанным с крупными частными банковскими и финансовыми группами (ФГ), пришлось списывать убытки по ряду активов этих групп. Произошло это после санации силами ЦБ корневых банков ФГ. Как результат, по 2018 году средневзвешенный убыток, разнесенный по счетам клиентов фондов, составил 0,2%. У УК ПФР таких событий не было, что, в частности, позволило им на пятилетнем периоде показать результат лучше, чем у НПФ.

Постоянство вознаграждения

Другим фактором, который позволяет УК опережать НПФ в разнесенном доходе является система вознаграждения, которое положено фондам за распоряжение средствами пенсионных накоплений граждан. УК (суммарно управляют 2 трлн рублей пенсионных накоплений) не имеют права взимать в виде вознаграждения больше 10% от результата инвестирования. Также они могут брать до 1,1% от пенсионных накоплений на расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений (например, плата спецдепозитарию), но эти суммы не могут превышать действительно понесенные ими расходы. Для ГУК установлены дополнительные ограничения по вознаграждению: 0,2% от пенсионных накоплений до 100 млрд руб., а с суммы, превышающей эту планку, - 200 млн рублей и 0,02% от пенсионных накоплений с суммы превышения. Как результат, по данным ПФР, все управляющие за прошлый год взяли 0,8 млрд рублей вознаграждения, а также потратили 1,5 млрд рублей на оплату расходов, связанных с инвестированием.

С 2018 года фонды берут постоянную часть вознаграждения (management fee, MF) и переменную (success fee, SF). Первая составляет 0,75% от пенсионных накоплений, аккумулированных НПФ, вторая – 15% от полученного инвестдохода. По расчетам Frank Media (основаны на "грязной" доходности фондов) в 2021 году, все российские НПФ (в них находится 3 трлн рублей пенсионных накоплений) взяли более 20 млрд рублей MF и более 15 млрд рублей SF (см. график).

При этом на счета своих клиентов они разнесли лишь немногим более 90 млрд рублей. С учетом же обязательной оплаты «услуг» системы гарантирования, треть заработанного фондами инвестдохода для граждан ушло на вознаграждения и другие отчисления.

Худой 2022-й

В этом году на фоне роста геополитической напряжённости, а затем военной спецоперации России на территории Украины и последовавшими за ней санкционным давлением рынок облигаций продолжил свое падение. С начала года по 25 февраля BPSI упал на 7,7%, BPSIG – на 18%. К обесценению бондов прибавились и акции: EPSITR рухнул на 34%. Впрочем, в качестве помощи НПФ, ЦБ разрешил зафиксировать до конца года стоимость их активов на 18 февраля, что предполагает снижение индексов, хотя и не столь значительное, как через неделю.

По итогам открытия торгов Московской биржи будет серьезная просадка стоимости активов НПФ, говорит независимый эксперт Андрей Есин. По его словам, рынок также ждет значительная переоценка и в акциях, но за счет небольшой доли в портфелях фондов, она вряд ли значительно повлияет на финальный результат. «Скорее всего, несмотря на возможное восстановление рынка к концу года отыграть потери в течение оставшихся девяти месяцев будет сложно. И есть вероятность, что, если НПФ не воспользуются послаблениями ЦБ по «заморозке» стоимости активов, многие фонды по итогам года не смогут выйти в положительную зону по доходности», - отмечает он.

«Заморозка» стоимости активов по состоянию на 18 февраля позволит получить доходность по итогам года за счет процентных выплат, но она будет незначительная», - полагает гендиректор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. Таким образом, почти всю ее могут «съесть» MF и выплаты в систему гарантирования ОПС. «Учитывая меры поддержки, которое государство оказало НПФ, по аналогии с рекомендациями по отказу от выплаты дивидендов компаниям, которым оказывалась помощь, регулятор вполне мог бы пойти на некоторые ограничения по выплате фондам вознаграждения по итогам этого года», - считает он. По его словам, эта мера в условиях высокой инфляции поддержала бы граждан, а не акционеров НПФ.

Как мы считали доходность. Расчеты Frank Media по начисленной (разнесенная) на счета средневзвешенной доходности сделаны на основе сообщений НПФ, планируемых к принятию советами директоров решений (по словам источников), а также информации, предоставленной операционистами фондов. В выборку попали 26 из 28 НПФ, работающих с пенсионными накоплениями, на которые приходится 99,9% от обязательств всех частных фондов по ОПС.

Обязательное. В ЦБ не ответили на запрос Frank Media.