Зарубежные компании, которые приняли решение выйти из российского бизнеса, сталкиваются с большими трудностями: фирмы пытаются подстроиться под изменяющиеся требования Москвы, избежать конфискации своего бизнеса местными властями и защитить работников от арестов, пишет The Wall Street Journal. С большими трудностями сталкиваются такие компании, как, например, Philip Morris, Anheuser-Busch InBev и A.P. Moller-Maersk.

Для многих зарубежных компаний Россия не была важным рынком отчасти из-за политической обстановки и санкций, введенных после присоединения Крыма к России в 2014 году. По оценкам аналитиков Morgan Stanley, на Россию приходится менее 1% выручки тысячи крупных компаний США и Канады. Однако те страны, которые все-таки имели большую долю бизнеса в России, сталкиваются с проблемами при его продаже.

Уходу зарубежных фирм с российского рынка препятствует сразу несколько аспектов. Во-первых, иностранным владельцам при продаже своего российского бизнеса сложно оценить его настоящую стоимость по причине изолированности экономики России от мира. В этом плане повезло компаниям, которые не имеют заводов на территории страны: Apple прекратила поставки, McDonald’s закрыл рестораны, а Renault передала 68% акций АвтоВАЗа государству за один рубль. Во-вторых, у западных компаний ограничен круг потенциальных покупателей — они не могут продавать активы подсанкционным лицам. В-третьих, российские власти усложняют процесс ухода с рынка. В Госдуме обсуждаются поправки к законопроекту о национализации и конфискации дивидендов и активов компаний из «недружественных стран». Кроме того, госорганы проводят проверки и присылают предупредительные письма иностранным компаниям, которые сообщают о планах покинуть Россию и прекратить операции с ней, отмечает WSJ.

Ввод антироссийских санкций с конца февраля из-за начала спецоперации на Украине вынудил бизнес покинуть рынок или прекратить все торговые отношения с Россией. Мировые компании уже потеряли в России более $59 млрд из-за санкций. Например, для табачной компании Philip Morris российский рынок — действительно крупная потеря. В 2021 году на Россию приходилось 10% объема поставок сигарет и табака для нагревания Philip Morris и 6% чистой выручки в размере $31,4 млрд. Компания имеет завод в Санкт-Петербурге, торговые представительства в 100 городах России и 3,2 тысячи сотрудников. Фирма в течении нескольких месяцев ведет безрезультатные переговоры с российскими покупателями.

Контейнерная компания A.P. Moller-Maersk столкнулась с частичным перенаправлением и приостановкой многих заказов, сокращением числа возвращаемых из России в Данию контейнеров и решила отказаться от покупки российского топлива, активов и вообще каких-либо операций с Россией. А пивоваренная компания Budweiser Anheuser-Busch InBev из-за введения санкций не может найти потенциальных покупателей на свой актив. AB InBev владеет предприятием в России совместно с турецкой пивоварней Anadolu Efes: первая заявила о намерении продать свою долю в предприятии и зарегистрировать убыток в размере $1,1 млрд. К тому же компания потребовала в обязательном порядке у Efes прекратить все продажи пива Bud в России. Предложение до сих пор находится на стадии обсуждения.

Алина Разумова для Frank Media