Доля частных инвесторов на торгах акциями на Московской бирже в июне приблизилась к 2/3 от общего числа участников торгов на этом рынке и составила рекордные 74%, следует из данных торговой площадки. Сила физлиц на фондовом рынке начала расти с марта 2022 года, когда нерезидентам (ранее крупнейшему инвестору на российским рынке, доля которого в торгах акциями составляла почти 50%) запретили совершать сделки с отечественными инструментами.

Планомерный рост доли частных инвесторов на рынке акций связан с уходом нерезидентов, снижением ставок по депозитам вслед за ключевой ставкой, существенными ограничениями на инвестиции на внешних рынках из-за санкций, говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Свой вклад в рост активности частных инвесторов в июне могло внести и желание войти в дивидендные истории в преддверии решений собраний акционеров (ожидались рекордные дивиденды по «Газпрому»).

Число самих частных инвесторов также выросло – за июнь количество физлиц, которые имеют брокерские счета на Мосбирже, увеличилось на почти 630 тысяч человек и превысило 20,4 млн. Ими открыто уже более 34 млн счетов (один инвестор может иметь сразу несколько брокерских счетов).

Сделки на фондовом рынке в июне совершали более 1,9 млн человек, что схоже с активностью инвесторов в марте и мае этого года.

При этом доля частных инвесторов в торгах облигациями снизилась в июне по сравнению с маем до 25% с 27%, свидетельствуют данные биржи. Небольшое снижение доли частных инвесторов на рынке облигаций в июне может быть связано с падением доходностей на долговом рынке, считает Михаил Васильев. Ставки по ОФЗ упали ниже 10% годовых, к концу июня вся кривая ушла ниже 9%. Розничные инвесторы могли начать искать более доходные инвестиции. «В то же время институциональные инвесторы в июне больше участвовали на долговом рынке благодаря возросшей активности эмитентов, которые размещали бонды. Полагаем, что банки, страховые компании и пенсионные фонды сохраняют интерес к долговому рынку в условиях цикла снижения ключевой ставки, а также благодаря получению купонов и погашению старых ОФЗ на фоне отсутствия нового предложения госбумаг со стороны Минфина», — говорит он.

На торгах валютой физлица также сократили активность – их доля на спот-рынке валюты составила 10,6% против 15,6% в мае. На срочном рынке доля частных инвесторов выросла до 72% с почти 69% месяцем ранее, но не превысила показатель апреля (более 77%). Михаил Васильев обращает внимание, что на валютном рынке оборот торгов вырос в июне по сравнению с маем, при этом оборот с инструментами спот снизился, а оборот со сделками своп и форвард вырос. «Мы полагаем, что это связано с возросшими рисками западных санкций против НКЦ (торговлю валютами). В результате участники рынка стали хеджировать свои валютные позиции путем заключения сделок с производными финансовыми инструментами», — говорит он.

В июне самыми популярными ценными бумагами в портфелях частных инвесторов как и прежде были акции «Газпрома», обыкновенные и привилегированные акции Сбербанка, акции «Норникеля», ЛУКОЙЛа, привилегированные акции «Сургутнефтегаза», бумаги МТС, «Роснефти», «Яндекса» и НЛМК.

По словам руководителя проекта «Велес Академия» брокера «Велес Капитал» Валентины Савенковой, сокращение доли частных инвесторов на рынке облигаций – это очень закономерный процесс и ожидаемое перераспределение приоритетов. «Когда торги открылись в марте после приостановки, ключевая ставка составляла 20%, и под 18% можно было купить самые надежные государственные облигации. Акции же демонстрировали высокую волатильность и резкое падение с зимних максимумов, покупать их в условиях неопределенности было страшно. В этой ситуации долговой рынок был интересен не только консервативным инвесторам, но и спекулянтам, так как доходность была вполне адекватна ожидаемой доходности рынка акций. Инвесторы понесли деньги на депозиты и в облигации», — поясняет она. Чем ниже опускалась ключевая ставка, тем меньше интереса вызывали инвестиции в долговые инструменты. «Те, кто уже вложился под 15-18% годовых – так и сидят до погашения, а новые деньги нести на рынок облигаций и размещать под 8% в ОФЗ или под 12% в корпоративные облигации интересно уже далеко не всем категориям инвесторов», — говорит Валентина Савенкова. Приоритеты вполне естественно смещаются в сторону инструментов с переменной доходностью (акций и производных инструментов).

Дополнительно интерес к срочному рынку может стимулировать период выплаты дивидендов, отмечает эксперт. «В этом году компаний, которые платят дивиденды, мало, но они есть. И если инвесторам как раз интересно купить акцию с дивидендами, то спекулянтам проще в этот период торговать фьючерсом (дивидендов не будет, но не будет и дивидендного гэпа, закрытия которого придется ждать от нескольких недель до нескольких месяцев)», — добавляет она.

С валютой падение вовлеченности также вполне закономерно, поясняет эксперт. «Мы не в 1998 году живем, валюта ради валюты никому не нужна. Покупать ее есть смысл только для того, чтобы куда-то вложить. Доллары и евро вкладывать практически некуда (большую часть активов уже заблокировали, те, что не заблокированы и торгуются на СПБ Бирже, выглядят слишком рискованно с точки зрения вероятности блокировки в будущем). Юань и доступ к гонконгской бирже через СПБ биржу пока функционирует в тестовом режиме», — говорит она. Спрос на наличную валюту ради поездок и путешествий также упал (справедливости ради, доля этих операций в общем обороте валюты на бирже всегда была минимальной). Дальнейшее снижение ключевой ставки вызовет дальнейшее перераспределение приоритетов в сторону фондового и срочного рынка, считает Валентина Савенкова.

Рост доли частных инвесторов объясняется сокращением операций крупных фондов, нередко зарегистрированных за рубежом, считает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. На срочном рынке значительную долю оборотов генерировали роботизированные стратегии. Они перестали работать по разным причинам, это и снижение ликвидности рынка, и страна регистрации клиента, и рост волатильности и ставок риска. На рынке облигаций частные инвесторы никогда и не были ведущими игроками. Только в сегменте ОФЗ их доля была заметна. В июне рынок начал оживать, начались размещения корпоративных облигаций на фоне снижения ключевой ставки, и крупные игроки просто начинают возвращаться на свое место. «На валютном рынке изменения, на мой взгляд, не значительные. Просто выросли обороты участников ВЭД, возможно, на рынок вернулось некоторое количество роботов», — говорит он.

В июне после продолжительной паузы заметно возросла активность первичных размещений корпоративных облигаций – книги заявок собрали 10 компаний на 94,2 млрд рублей, напоминают аналитики «ВТБ Мои Инвестиции». Причем, в основном занимали надежные компании первого и второго эшелонов (82% от всего объема). «Учитывая солидный размер каждого выпуска (примерно 10-15 млрд рублей), размещения проходили с повышенным интересом со стороны институциональных инвесторов (банки, НПФ, УК, страховые компании) – по данным организаторов размещений, зачастую спрос превышал объем предложение в 5-6 раз. На вторичном рынке также в первые дни торгов проходили повышенные обороты по новым бумагам (в отдельных выпусках до 100-500 млн рублей в день), что приводило к росту цены на 1-2 п.п.», — напоминают эксперты. Перезапуск первичных размещений оживил вторичный рынок, интерес к которому помимо розничных инвесторов проявляли и институциональные игроки.