Проведенный ЦБ анализ показывает, что финансовый сектор способен самостоятельно восстановить финансовую устойчивость на среднесрочном горизонте: в настоящее время системной докапитализации финансового и, в частности, банковского не требуется. Отдельным финансовым организациям может быть необходима помощь их собственников, говорится в докладе регулятора.

Однако ситуация на финансовом рынке и в экономике может изменяться, поэтому системная поддержка финансовых организаций может все-таки понадобиться. Речь может идти как о прямой докапитализации через приобретение акций или субординированных обязательств, так и в форме предоставления капитальных гарантий, дающих право на получение поддержки при ухудшении финансового положения организации.

Для этого ЦБ рассматривает возможность создания автономного фонда поддержки финансового и банковского сектора, формируемого за счет отчислений финансовых посредников, как это сейчас действует с Агентством по страхованию вкладов (АСВ).

При этом поддержка будет предоставляться только в том случае, если потери финансовых организаций связаны с форс-мажорными обстоятельствами, а не являются следствием применявшихся ранее рисковых бизнес-моделей. «Меры поддержки не должны покрывать убытки, возникшие вследствие неэффективной политики собственников отдельных финансовых организаций, тем самым ухудшая конкурентные позиции тех финансовых посредников, которые применяли более осмотрительный и взвешенный подход к управлению рисками», — считает ЦБ.

К форс-мажорным обстоятельствам, в первую очередь, логично отнести потери, вытекающие из блокирующих санкций, то есть заморозку активов за рубежом, говорит управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Потери от обесценения ценных бумаг и курсовых разниц, несмотря на обуславливающие их внешние непредвиденные факторы, скорее не стоит считать форс-мажорными, тем более, что их влияние на капитал и финансовый результат несложно ограничивать временными регуляторными мерами – этот механизм уже отработан. «Если же подобные потери не удается компенсировать и на длинном горизонте, то речь уже может идти о повышенном аппетите конкретного банка к рыночным рискам, игнорировании инструментов хеджирования, низкой диверсификации портфелей финансовых инструментов и тому подобных просчетах, которые не должны покрываться централизовано за счет всего сектора», — говорит он.

«Если аккумулирование средств нового фонда будет происходить аналогично фонду страхования вкладов (конечно, с другой расчетной базой, и чем она будет сформирована – отдельный вопрос), то на горизонте года можно ожидать накопления нескольких сотен миллиардов рублей. Слишком сильное завышение отчислений в новый фонд относительно отчислений в ФСВ не соответствовало бы текущим ограничениям финансового результата банков», — отмечает Юрий Беликов. Но отчасти новые отчисления могут быть оправданы обнулением в первом квартале 2022 года дополнительных ставок отчислений в ССВ сверх базовой ставки в 0,12% ежеквартально, особенно если они не будут резко восстановлены (а их вполне допустимо пока не восстанавливать с учетом сокращения числа гарантийных случаев).