Фото: pexels.com

«Они не могут понять. Это война», — описал один из людей, близких к Минфину, корреспонденту Frank Media на Московском финансовом форуме (МФФ) экономические удары, которыми с февраля обмениваются Россия и страны Запада. «А на войне всегда есть пленные», — эта его фраза уже относилась к замороженным активам российских инвесторов.

«Заморозка» произошла еще весной, когда инвесторы перестали получать выплаты по ценным бумагам. «Замороженными» оказались и активы «недружественных» нерезидентов, которые не могут вывести свои деньги из России. По данным ЦБ, у 5 миллионов инвесторов заблокировано иностранных акций на 320 млрд рублей, всего же «замороженные» активы россиян и российских компаний оцениваются в 6 трлн рублей. Однако у нерезидентов осталось в России куда больше средств, говорят участники рынка.

После морозов всегда наступает «оттепель». И в этом году она началась неожиданно — осенью, когда банки и брокеры начали активно предлагать идеи по «разблокировке» активов, которую инвесторы так долго ждали. Пока большая часть этих предложений — только идеи, к началу реализации которых рынку и регуляторам еще предстоит прийти. Однако проблему нужно решать быстрее, ведь каждый следующий месяц заморозки все больше и больше снижает шансы на быстрое возвращение массового инвестора на фондовый рынок, говорит руководитель направления по взаимодействию с госорганами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский.

Frank Media собрали основные предложения, которые сейчас обсуждаются на финансовом рынке, и попытались разобраться, можно ли их реализовать в сегодняшних условиях.

Обмен активами

Один из самых обсуждаемых сейчас вариантов – это обмен активов российских инвесторов на активы нерезидентов. С такой идеей в публичное поле вышел глава банка ВТБ Андрей Костин. Его предложение — разрешить иностранцам выкупить зарубежные бумаги у россиян с использованием рублевых счетов типа «С», а взамен позволить продать российские бумаги, которые смогут купить уже российские инвесторы. ЦБ согласился, что обмен активов надо обсуждать как идею. «Но когда идет речь о том, чтобы обменять эти активы на те средства, которые находятся на счетах типа «С», то это просто несопоставимые величины (с замороженными активами российских инвесторов. – FM)», — парировала глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Примерно такую же схему предложил клиентам и брокер «Открытие Инвестиции»нерезиденты могут продать российские активы, а затем на эти средства купить иностранные бумаги у российских инвесторов.

Однако тут возникает сразу несколько «но», указывает сам брокер: во-первых, иностранцам придется самостоятельно получать разрешения в необходимых юрисдикциях. Во-вторых, очень серьезное внимание придется уделять ценам сделок как с российскими, так и с иностранными бумагами. Это будет предметом серьезных обсуждений, предупреждают «Открытие Инвестиции».

Но есть и другой вариант обмена активами – «более мягкий». Он заключается в осуществлении многосторонней коммуникации между «заблокированными» иностранцами, их регуляторами, «заблокированными россиянами» и регуляторами России. Идеальный результат этих переговоров – разрешить россиянам перевод бумаг в несанкционные депозитарии (после чего они уже сами смогут решать, продавать или нет бумаги по текущим ценам), а взамен иностранцам позволят продать российские бумаги по текущим ценам, конвертировать по текущему валютному курсу и вывести полученную валюту в иные юрисдикции.

«Понятно, что в этом случае основной проблемой будет сама организация и проведение переговоров. Если говорить о депозитарной цепочке, то, например, модель могла бы выглядеть таким образом – ценные бумаги, учитываемые на счетах НРД в Euroclear, переводятся на счет иностранного кастодиана в Euroclear, в котором открыты счета российских крупных депозитариев (например, СПБ Банка, если мы говорим о последующей продаже ценных бумаг на торгах СПБ биржи, хотя это могут быть и другие депозитарии)», — отмечают в «Открытие Инвестиции».

Есть и более «жесткий вариант» – принудительная конвертация инструментов внутри НРД, когда нерезиденты вместо принадлежащих им бумаг получают заблокированные иностранные активы, российские же лица получают ценные бумаги российских эмитентов, которые принадлежат иностранцам. Очевидный плюс этой модели – ни с кем не нужно договариваться. Из плюса следует и минус – это принудительная модель, с которой многим инвесторам будет сложно согласиться. «Этот вариант обмена может быть реализован через создание двух фондов, в каждый из которых будут переводиться российские или иностранные бумаги. В этом случае инвесторы вместо бумаг, которые будут внесены в состав имущества фондов, получат паи фондов. В дальнейшем активы фондов обмениваются, после чего российские инвесторы уже имеют паи на фонд, в котором только российские активы», — поясняют в «Открытие Инвестиции».

Аргументы ПРОТИВ
Идея обмена активами в целом сложно реализуема, считает начальник отдела по работе с облигациями УК «Ингосстрах-Инвестиции» Николай Рясков, так как нет возможности провести обмен «всего на всё» с последующим разделом: слишком много участников, слишком много интересов, к тому же кто-то из инвесторов не захочет продавать свои активы.

Недружественному нерезиденту понадобится достаточно много времени, чтобы заблокированные активы вывести из России на основании лицензий и разрешений европейской комиссии и Euroclear, говорит операционный директор ИК «Фридом Финанс» Галина Карякина. Это история не на два-три, а на шесть-восемь месяцев или даже год. Более перспективным кажется обмен на уровне государства, считает она. К примеру, если бы НРД обратился в Euroclear с предложением о таком размене. «Это бы дало гораздо больший результат, чем какие-либо штучные решения в рамках одного брокера», — говорит Карякина.

«Лично мы плохо представляем себе некий обмен формата «all-in» в силу все-таки слишком отличающейся географии взаимнозаблокированных счетов», — поддерживает коллег Николай Швайковский из УК «Альфа-Капитал». Действительно, неясно, о каких объемах может идти речь, так как за последнее время прозвучали  несколько цифр, существенно отличающихся друг от друга. Перспективней смотрится идея выкупа иностранцами заблокированных активов российских инвесторов с использованием счетов типа «С» при одновременной продаже российских активов, принадлежащих недружественным нерезидентам.

Аргументы ЗА
В «Финаме» же, наоборот, считают, что это одно из наиболее реалистичных предложений для решения проблемы с замороженными активами, однако требует ряда изменений в нормативной базе и сплоченности участников рынка. Разницу в объеме заблокированных активов российских и иностранных инвесторов можно погасить за счет отдельно созданного фонда. Однако руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов согласен, что тут еще потребуется проработать достаточное большое количество деталей. Во-первых, необходимо создать некое объединение, которое будет представлять сторону нерезидентов, и с которым будут обсуждать все детали. Во-вторых, требуется проработать механизм выбора активов, которые захотят купить нерезиденты. «Очевидно, что большинство из них прочтёт купить надёжных иностранных эмитентов, но на всех таких активов может не хватить. Поэтому это отдельный вопрос, требующих тщательной проработки», — говорит он. Если рынок выберет именно такое решение, организация этого процесса может занять несколько месяцев.

Для реализации этого плана нужна будет консолидированная позиция рынка, чтобы из замороженных активов смогли выйти либо все инвесторы, либо пропорционально стоимости замороженных активов, считает руководитель департамента интернет-брокер «БКС Мир инвестиций» Игорь Пимонов. Обмен также должен проходить пропорционально по стоимости активов нерезидентов и резидентов, считает он.

Выкуп заблокированных активов инвестором

Еще один вариант, обсуждаемый сейчас на рынке – это выкуп «замороженных» активов российских граждан крупным инвестором. Например «Открытие Инвестиции» сейчас ведет переговоры с таким инвесторов для выкупа части активов своих клиентов, заявлял гендиректор брокера Юрий Маслов на встрече с клиентами. О такой же идее ранее говорил и первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин: он высказывался о возможности выпуска «неких производных инструментов» на заблокированные активы, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы в надежде их разблокировать.

Аргументы ПРОТИВ
Важный вопрос — кто будет этим инвестором, на какие средства он будет их выкупать и на какой площадке, рассуждает Дмитрий Леснов из «Финама». Если говорить про дисконт к первоначальной цене, то сейчас на рынке можно встретить предложения с дисконтами порядка 30-50%. К тому же на биржу такой объем невозможно вывести – он слишком большой: нужен отдельный режим торгов, не влияющий на остальные сделки. Если найти ответы на все эти вопросы, то организовать эту процедуру можно «где-то за месяц», говорит он.

Аргументы ЗА
Во «Фридом Финанс» считают это наиболее рабочей историей. «Некоторые брокеры это делали, мы сами обменивали активы для своих клиентов, без дисконтов, а просто за комиссию», — рассказала Карякина. Но это — рыночный риск для того, кто берет активы. Разблокировка самого актива, полученного, к примеру, на «дружественного» клиента-нерезидента, занимает достаточно много времени — примерно 6–8 месяцев.

«Открытие Инвестиции» также видят риски негативного влияния такого большого объема сделок на биржевые котировки и полагают, что торги могут проходить в режиме переговорных сделок или на внебиржевом рынке.

Выкуп активов брокером

Выкупать заблокированные активы может не только привлеченный инвестор, но и сам брокер или управляющая компания. Так, например, еще летом поступил «Тинькофф». Компания выкупила у 450 тысяч своих клиентов заблокированные бумаги в биржевом фонде «Тинькофф Вечный портфель USD». Сделка прошла на бирже: активы были выкуплены из фонда по рыночным ценам на дату сделки, «что исключает негативное влияние на стоимость чистых активов фонда», — описывали сделку в компании. На полученные взамен денежные средства фонд приобрел аналогичные своей инвестиционной декларации бумаги. Купленные бумаги хранятся непосредственно в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream, что минимизирует риски блокировки.

Аргументы ПРОТИВ
Однако брокер под санкциями не сможет выкупать активы на свой баланс, так как разблокировать их впоследствии будет практически невозможно, говорят опрошенные Frank Media юристы. «Лицо, находящееся под блокирующими санкциями, не может рассчитывать на получение лицензии, так как в случае разморозки актива такого лица, замороженного на счете НРД, данный актив очевидно попадет в имущественную массу подсанкционного лица, что запрещено регламентом, поясняет адвокат», — поясняет старший юрист BGP Litigation Елена Коломиец.

Аргументы ЗА
Выкуп можно организовать внутри каждого брокера, говорят в «Финаме». Всегда найдутся такие клиенты, которые захотят купить и продать с дисконтом. Однако в самом «Финаме» сейчас такую идею не рассматривают, но прорабатывают вопрос, чтобы обеспечить внутри брокера возможность «свести» желающих продать и купить замороженные активы. В БКС «на себя» активы выкупать также не планируют: «Если же клиент самостоятельно находит покупателя, то можем провести такую сделку». Об этом Frank Media заявили и в ITI Capital.

Компенсационный фонд от ЦБ

ЦБ с участниками рынка прорабатывает вопрос о создании на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) специального компенсационного фонда, предназначенного для выплат российским инвесторам. Источником формирования такого фонда будут являться только доходы от инвестирования АСВ денежных средств недружественных нерезидентов, находящихся сегодня на банковских счетах типа «С». При этом объем прав нерезидентов на сами денежные средства, находящиеся на банковских счетах типа «С», не изменится. Подробностей о механизме работы фонда пока нет. По словам Набиуллиной, идея с компенсационным фондом подойдет для массового инвестора, у которого заморожены активы на небольшие суммы. «Сейчас (в рамках этой концепции. – FM) обсуждаются разного рода механизмы: выкуп прав требований или иные способы», — заявляла она на последней пресс-конференции.

Аргументы ЗА
Концепция агрегирования в АСВ средств со счетов типа «С» и последующее их использование для выкупа активов, в формате, близком к компенсационным выплатам, воспринимается достаточно оптимистично, считают в УК «Альфа-Каптал».

Судебный иск от НРД

Еще один возможный способ попытаться разблокировать активы – это разблокировка активов через суд. Национальный расчетный депозитарий (НРД) 12 августа обратился в Суд Европейского союза (ЕС) в Люксембурге с иском об отмене введенных в начале июня санкций Евросоюза. Цель иска – доказать неправомерность и необоснованность включения НРД в санкционные списки ЕС, в результате которого пострадали российские и иностранные инвесторы, отмечал депозитарий.

Аргументы ПРОТИВ
В «Финам» считают идею использовать счета типа «С» наиболее быстрым решением. Однако признают, что инициатива биржи — это «наиболее цивилизованный путь». «По нашему мнению, пока не будут полностью восстановлены права свободно распоряжается всеми замороженными активами (в том числе и резервами ЦБ), активы нерезидентов останутся замороженными», — говорит Дмитрий Леснов.

Аргументы ЗА
Инвестор не сможет пропустить этап обращения в суд, отмечают во «Фридом финанс». В любом случае, получив эти заблокированные активы, клиент-нерезидент должен идти по пути либо получения лицензии, либо обращения в суд — другого пути у него нет. 

Получение отдельных лицензий

Некоторые управляющие, инвестиционные компании и юрфирмы также готовятся подавать обращения в финансовые органы ЕС для получения отдельных лицензии на осуществление операций с заблокированными из-за санкций против НРД российскими активами. Они считают, что отдельно от НРД такие обращения имеют больше шансов на успех.

Аргументы ПРОТИВ
Идеи о выкупе или обмене активов кажутся более реалистичными в текущих условия, чем добровольная или по решению суда разморозка со стороны Euroclear, считает Игорь Пимонов из БКС. «Кажется, что суды будут идти очень долго, и без соответствующих одобрений откуда-то извне, вряд ли будут с положительным решением», — говорит он.

Аргументы ЗА
Получение каких-то штучных лицензий крупными держателями и суды, опять, же от крупных держателей, мне кажется, имеют гораздо больший успех, чем история размена, говорит Карякина из «Фридом Финанс». Получение лицензий на разблокировку активов – это реальная перспектива для защиты прав инвесторов, которые не находятся под санкциями, говорит специальный советник по санкционным вопросам Pen&Paper Кира Винокурова. Возможность получения лицензий предусмотрена законодательством ЕС. Из разъяснений Еврокомиссии следует, что разблокировка ценных бумаг и выплат по ним возможна, если это одобрит бельгийский регулятор. Однако те, кто обращается за лицензией, обязаны раскрыть данные владельцев бумаг, чтобы исключить проведение сделок в адрес лиц, подпавших под санкции. Без такого раскрытия разрешение на разблокировку не будет выдано.