S&P Global Ratings понизило суверенный кредитный рейтинг Турции с «B+» до «B», при этом прогноз по нему остается стабильным, следует из описания рейтингового действия международного рейтингового агентства. Таким образом, рейтинг страны теперь находится на «мусорном» уровне – сейчас такой же рейтинг у Монголии и Египта, отмечает Bloomberg.

Свое решение понизить рейтинг Турции S&P приняло из-за слабой денежно-кредитной (ДКП) и бюджетно-налоговой политики страны на фоне низкого уровня ее чистых валютных резервов. Это все делает национальную валюту – турецкую лиру – подверженной возможной курсовой волатильности. А это, в свою очередь, может негативно повлиять на финансовую стабильность и госбюджет государства.

Кроме того, в перспективе выборов 2023 года растут риски для бюджетно-налоговой системы: увеличения государственного дефицита и долларизации суверенных балансовых и внебалансовых обязательств. Основной же слабостью с точки зрения кредитных рисков, как отмечает S&P, остается состояние платежного баланса Турции.

Агентство замечает, что в преддверии парламентских и президентских выборов, которые должны состояться в 2023 году, власти страны в своей политике отдают предпочтение росту экономики, а не стабильности в финансовой политике и ДКП. С 23 сентября 2021 года ЦБ страны понизил ставку на 700 базисных пунктов (б.п.), несмотря на инфляцию на уровне 80%, хотя среднесрочный таргет по ней находится на уровне 5%.

В отличие от западных ЦБ, для обуздания роста инфляции в стране турецкий регулятор понижает ставку. Главным идеологом мягкой кредитно-денежной политики выступает президент Турции Реджеп Эрдоган. Он несколько раз менял руководство ЦБ за нежелание снижать ставки и обвинял в падении лиры «внешние силы». В ноябре прошлого года Эрдоган пообещал вновь снизить ставку и не отказываться от принятой экономической программы. Недавно местный ЦБ вновь понизил ставку на 100 б.п. до 12% годовых.

В последние три месяца все три основных рейтинговых агентства — Moody’s, Fitch Ratings и теперь S&P — понизили рейтинг Турции. В августе Moody’s сослалось на риски платежного баланса, а Fitch Ratings в июле — на «инфляцию».