Цифра дня
Средний срок ипотеки на вторичном рынке
23,2
 
лет
+0,27
год к году
25 августа 2025 года
Исследование
Ипотека. Итоги июля 2025 года
19 августа 2025 года
Исследование
Не все то золото, что блестит
24 июля 2025 года
Исследование
Ипотека. Итоги июня 2025 года
Цифра дня
Средний срок ипотеки на вторичном рынке
23,2
 
лет
+0,27
год к году
25 апреля 2025 года
Исследование
Ипотека. Итоги марта 2025 года
9 апреля 2025 года
Исследование
Ежедневный банкинг: новый уровень
«Один продукт — для всех, особенный — для каждого»
Александр Калинкин о прошлом, настоящем и будущем Кредитной СберКарты

Согласно статистике Банка России, более 2/3 всей задолженности по кредиткам приходится на продукты, которые были оформлены до 2023 года. То есть это банковские клиенты, которые получали карты «на всякий случай» и сейчас активно ими пользуются. Директор дивизиона «Кредитные карты» Сбербанка Александр Калинкин рассказал, в чём причина интереса потребителей к использованию кредитных карт, как с помощью кредитки можно получать пассивный доход, что ждут от данного продукта состоятельные клиенты и молодёжь и, главное, почему кредитная карта должна быть трансформером.

— Ещё пять лет назад у одного банка могло быть множество разных кредитных карт — с разной ставкой, условиями, программой лояльности. Сейчас же многие кредитные организации, включая Сбербанк, предлагают единую кредитку. Разве множество самых разных карт хуже для клиента, чем одна?

— Прежде чем ответить на последний вопрос, давайте определимся, почему раньше кредитных карт могло быть очень много в одном банке. Изначально различия этих продуктов были во многом продиктованы правилами платёжных систем. Кредитки делились на классические, золотые, платиновые и т.д. Банки получали разный доход от торговых операций по каждому типу карт, и в зависимости от этого дохода формировались программы лояльности. Но при этом, если посмотреть на карты того времени с точки зрения кредитной составляющей, то разница была не очень существенной. Кроме того, из-за ограничений в регулировании банки стремились выдать клиенту две и более кредиток с разным лимитом, разными условиями обслуживания. Это позволяло больше заработать. Были и специальные кобрендинговые карты: например, с начислением кешбэка в милях, которые были интересны определённой категории клиентов. Но даже в то время великого многообразия карт мы в Сбере стремились придерживаться принципа «один клиент — один кредитный лимит». Три года назад мы сократили всю линейку кредиток до одного продукта — Кредитной СберКарты, которую клиент может настроить персонально под себя. Здесь мы придерживаемся девиза: «Один продукт — для всех, особенный — для каждого». И сегодня Кредитная СберКарта есть уже у 27 млн клиентов.

Александр Калинкин — Директор дивизиона «Кредитные карты» Сбербанка

— Расскажите, какие принципы заложены в разработку и развитие продукта?

— Я бы выделил три основных принципа. Первый — это простота на «входе». Клиент не должен мучиться, выбирая между множеством карт одного банка. Поэтому у нас одна карта, процентная ставка по ней понятная и единая для всех, обслуживание — бесплатное, а сумму лимита можно выбрать самостоятельно.

Второй принцип — персонализация. Клиент может самостоятельно собрать продукт под себя. В частности, клиент может настраивать дату начала беспроцентного периода. Например, если у него сменилось место работы и поменялась дата получения заработной платы, то клиент может изменить дату на удобную ему для внесения платежа. Кроме того, есть возможность настроить продукт таким образом, чтобы с кредитки начинали списываться средства, если их не хватило на дебетовой карте при совершении покупок. Или, например, многие не любят носить кошелёк и оплачивают покупки с помощью платёжного стикера. При этом для кредиток таких стикеров нет, но если стикер дебетовой карты привязать к счёту кредитки, то можно совершенно спокойно оплачивать покупки со счёта кредитки. Также можно управлять погашением задолженности, настроив автопогашение.

Третий принцип нашей Кредитной СберКарты — это продукт-трансформер, который позволяет карте быть с клиентом всегда: можно увеличить или уменьшить кредитный лимит, а ещё можно превращать кредитный лимит в одобренные потребительские кредиты с сервисом «Выгодные наличные». Это даёт возможность не оформлять новый продукт, а перевести часть лимита кредитной карты бесплатно на дебетовую карту, снять средства и потом гасить задолженность в течение периода, который клиент сам выбрал. Получается такая кредитная линия, которую можно адаптировать в любой момент под свои ситуации.

Кроме того, принцип продукта-трансформера относится к премиум-режиму: подключив его за дополнительную плату, клиент получает более крутую карту — например, беспроцентный период которой будет распространяться на всё, включая снятие наличных и переводы.

Три ключевых принципа Кредитной СберКарты позволяют адаптировать продукт под любой жизненный сценарий клиента.

— Можно ли эти три принципа отнести к основным фишкам карты, которые отличают вашу кредитку от других? Какие фишки ещё есть?

— Безусловно, названные три принципа — это и есть наши главные фишки. Также от конкурентов нас отличают прозрачные условия без звёздочек, заранее понятные ещё до одобрения заявки на карту. Ещё одна отличительная черта — мы помогаем клиенту не платить проценты. Это может звучать необычно, но это действительно реализовано на практике. У нас понятные интерфейсы в мобильном приложении, позволяющие клиенту следить, когда и сколько нужно внести, чтобы оставаться в беспроцентном периоде. Ещё наше важное отличие — ставка на покупки в категории «Здоровье». Если с клиентом или его близкими что-то случится и он будет оплачивать лекарства и лечение с кредитной карты и не уложится в грейс-период, то проценты по этим тратам будут начисляться по ставке 9,8%. Таких условий точно нет ни у одного банка на российском рынке.

— Продолжая тему фишек и особенностей карты. Есть ли какая-либо специфика кредитных карт для премиального сегмента?  

— Как я уже говорил, у нас есть премиум-режим по кредитной карте. У премиальных клиентов главная потребность по карте — большие лимиты. И мы можем дать лимит по премиальной кредитной карте до 15 млн руб. Опять же, по премиальной кредитке доступен беспроцентный период на любые траты, включая снятие наличных и переводы. У карты крутой дизайн — лаконичная металлическая поверхность, на которой выгравированы только фамилия и имя клиента, без реквизитов (реквизиты карты можно посмотреть в мобильном приложении, так намного безопаснее и удобнее). Это тоже одна из потребностей этого сегмента, чтобы даже при потере карты списать с неё средства было нельзя. Процентная ставка для премиальных клиентов не принципиальна, так как они в большинстве своём укладываются в грейс-период. При оформлении премиальной карты берётся разовая плата в размере 50 тысяч рублей, а дальше карта бесплатная навсегда. Что характерно, у нас до 90% клиентов-владельцев премиальной карты — это не новые продажи, а старые клиенты, которые перешли в премиальный режим. И поэтому важно было сделать удобный переход, который мы и реализовали — буквально за пару кликов в СберБанк Онлайн.

— Ещё один особый сегмент банковских клиентов — молодёжь. По данным ЦБ, во 2-м квартале 2024 года резко выросло количество кредиток, выдаваемых юношам и девушкам в возрасте до 20 лет (11% в общем объёме). Есть ли у вас продукт именно для этой аудитории? В чём особенности работы с молодёжью?

— Скажу сразу — мы не наблюдаем какого-то внезапного резкого роста молодых заёмщиков. Но этот сегмент клиентов нам очень интересен. В 3-м квартале 2024 года мы запустили продукт для молодёжи. Он доступен клиентам в возрасте от 18 до 23 лет включительно. Отличает эту кредитку молодёжный яркий дизайн пластика, сниженная ставка 9,8% в категориях «Одежда и обувь», «Здоровье» и «Покупки на Мегамаркете», плюс дополнительный кешбэк от популярных брендов. Мы долгое время смотрели на молодёжь как на стратегический, но в то же время и высокорисковый сегмент. И когда мы только задумывали кредитку для молодых клиентов, мы видели, что многие молодые люди приходят к нам уже с просрочкой, причём по долгам микрофинансовым организациям. И выдача кредитных карт таким клиентам тоже была определённым шагом для нас — дать возможность клиенту реабилитировать свою кредитную историю. Кроме того, мы активно занимаемся повышением финансовой грамотности молодых клиентов, взяли на себя такую социальную роль.

— Если же говорить обо всех клиентах банка — насколько осознанно граждане оформляют сейчас кредитные карты? Правда, что большинство берут кредитки на всякий случай и только потому, что банки их активно предлагают, причём совершенно бесплатно?

— Во многом это правда. Пока кредитная карта в большинстве своём остаётся запасным кошельком. В то же время последние 3 года мы видим, что всё больше клиентов приходят за кредиткой сами, с конкретной потребностью. Например, планируют копить с помощью этого продукта. И таких осознанных клиентов уже порядка 15%. Это финансово грамотные люди, которые размещают свои средства на накопительных счетах, а все траты совершают с кредитки, строго укладываясь в беспроцентный период. Такой подход помогает сформировать определённый пассивный доход фактически с нуля. Причём такой тренд не только у нас, но и в других банках.

Кроме того, мы видим, что сейчас клиенты более активно используют кредитные карты не потому, что их стали больше выдавать. Нет, как раз наоборот: выдачи кредиток по всему рынку ежемесячно снижаются из-за ужесточения регуляторных мер. Активнее начали пользоваться кредитками потому, что многие клиенты получали их относительно давно, при низкой ключевой ставке и, соответственно, ставке по кредитке. И сейчас, когда обычный кредит получить возможно лишь под высокий процент, расходование средств с кредитной карты просто более выгодно. Даже если карта изначально оформлялась как запасной кошелёк и тратить с неё деньги не планировалось.

— Насколько известно нам, кредитка Сбера работает на собственном процессинге. Почему было принято такое решение? Что это даёт? Например, есть ли разница для клиентов?

— Начну с того, что сейчас все банки переходят на отечественный процессинг — от российских разработчиков или свой собственный. Этого требует законодательство, регулирующее защищённость объектов критической инфраструктуры и, в том числе, содержащее требование по миграции на российские решения. Мы в СберБанке начали путь импортозамещения гораздо раньше многих участников рынка, в том числе в части процессинга. У нас всегда был достаточно большой портфель банковских карт, не только кредитных. И те вендорские решения, которые мы ранее использовали, не всегда были нам удобны. Например, потому что не могли обеспечить нужную масштабируемость под наши объёмы. Так, о нашем продукте Кредитная СберКарта мы задумались впервые ещё в 2015 году. И тогда наша компания-вендор говорила о том, что корректно этот продукт не будет работать из-за ограничений процессинга: невозможно для 1 млн клиентов сделать датой платежа — последний день месяца. «Вы просто не закроете операционный день, система не выдержит нагрузки», — уверяли нас. То есть ещё много лет назад мы увидели, что сторонние решения порой не могут быть кастомизированы под масштабы СберБанка, поскольку не имеют необходимой гибкости. Мало того, у других заказчиков этих вендоров нет потребности в такой гибкости, стабильности, надёжности, как необходимо нам, и поэтому никто не будет глобально перестраивать своё решение (в данном случае — процессинг) под нужды исключительно СберБанка. Это понимание и стало главной причиной того, почему мы задумались о собственном процессинге. Вторая причина его появления — скорость внедрения новых сервисов. На вендорских решениях это всегда было долго, болезненно, с какими-то ограничениями. Сейчас, когда у банка собственный процессинг, мы можем выдержать одновременный наплыв большого количества клиентов (если им потребуется всем одновременно проводить платежи), а также в разы быстрее запускаем новые сервисы. И работает всё стабильно, без сбоев.

— Если говорить о будущем рынка кредитных карт, то куда он движется? Что нас ждёт в 2025 году или более отдалённом будущем? Спрос вырастет или будет охлаждение рынка?

— Охлаждение рынка кредитования в целом неизбежно. Оно уже началось по понятным причинам: здесь и регулирование, и высокая ключевая ставка. И в 2025 году это продолжится. Соответственно, будут также снижаться и объёмы выдачи кредитных карт новым клиентам. Ещё один не самый позитивный прогноз: из-за снижения доходности кредитных продуктов будут ухудшаться условия по этим продуктам, и это тоже продолжение тренда 2024 года. Так, в 4-м квартале 2024 года большинство банков, включая нас, отменили ряд акций по кредиткам. Например, у нас было бесплатное снятие наличных в первый месяц или бесплатные переводы для того, чтобы можно было погасить невыгодные кредиты других банков. Мы вынуждены были приостановить такие акции. Но в то же время хочется верить, что, несмотря на непростое время, нам удастся не ухудшать продукт для действующих клиентов, которые уже с ним давно. Кредитная СберКарта была, есть и должна оставаться такой выручай-картой. Мы рассчитываем, что именно наш продукт-трансформер закроет не только потребности, которые обычно закрывают кредитные карты или карты с овердрафтом, но и будет решением в случаях, когда нужен потребительский кредит.

Очень многое для рынка кредитных карт зависит от того, как будет меняться поведение клиента (и будет ли) под влиянием внешних событий. Например, что будет с уровнем просрочки по портфелю. Или как регуляторные меры, направленные на охлаждение рынка, будут влиять на эту величину. Но на эти интересные вопросы ответ мы узнаем в следующем году.

Реклама. Рекламодатель ПАО «Сбербанк России».