Проектный лидер Frank RG Дмитрий Новоченко отметил, представляя результаты исследования, что оно стало вторым по теме кредитования малого бизнеса, первое было проведено в 2021 году.
На сегодняшний день малый и средний бизнес (МСБ) формирует 30% выручки российского бизнеса в целом, причем, половина ее формируется в оптовой и розничной торговле. С увеличением масштаба бизнеса доля торговли снижается, уступая место производству. В целом микро-, малые и средние предприятия формируют около 30% оборота и около 20% ВВП страны.
По данным исследования, в течение последних двух лет быстрее других сегментов МСБ росла индустрия развлечений. В частности, выручка от деятельности по организации и проведению азартных игр, лотерей и заключению пари увеличилась на 386%. Второе место у творческой деятельности и деятельности в области искусства и организации развлечений — рост на 76%. Третье — у сферы спорта, отдыха и развлечений, где выручка увеличилась на 65%.
«То есть, люди под влиянием стресса, с которым они столкнулись за последний год, активно развлекались и пытались как-то заглушить его», —
предположил Дмитрий Новоченко.
Снизилась выручка в рыболовстве и рыбоводстве (на 22%), производстве кокса и нефтепродуктов (18%), лесоводстве и лесозаготовках (9%).
«Многие эксперты в 2022 году в очередной раз предрекали крах малому бизнесу. Но он выстоял, справился и показал свою гибкость перед лицом новых вызовов, — отметил проектный лидер Frank RG. — В целом выручка малого бизнеса за последние 5 лет выросла в 3 раза. В 2023 году мы ожидаем, что совокупно МСБ вырастет на 10%».
При этом Дмитрий Новоченко отметил, что кредитный портфель МСБ растет активнее, чем его выручка, увеличившись в 2,6 раза за 5 лет. Аналитики Frank RG связывают это с тем, что в крупном бизнесе кредитование достигло своей определенной точки насыщения, а в микро- и малом бизнесе остаются точки роста.
Согласно исследованию, драйверами роста рынка кредитования МСБ в последние годы стали программы льготного кредитования (их доля сейчас составляет 25-40%) и предодобренные кредиты (70-90%).
Увеличение кредитования МСБ происходит на фоне улучшения платежной дисциплины этого сегмента бизнеса. К концу 2023 года, если текущий тренд в просрочке сохранится, аналитики ожидают, что показатели просрочки в малом и среднем бизнесе практически сравняются с крупным бизнесом, составив 3,4% у ИП, 5,1% у МСБ и 4,9% у крупного бизнеса.
Однако не все так радужно, предупредил Дмитрий Новоченко. Часть исследования Frank RG провела с Объедиенным кредитным бюро. Согласно полученным данным, в самых закредитованных сегментах МСБ по отдельным регионам просрочка нарастает. Так, например, в сфере сельского хозяйства, охоты, рыболовства в Приволжском федеральном округе во II квартале 2023 года она составила 24,2% против 7,4% за аналогичный период прошлого года. В сфере гостиничного бизнеса и общепита в том же регионе просрочка увеличилась до 13,5% против 8,6%, а в Сибирском федеральном округе — до 13,9% против 10,1%.
В 2023 году бизнес использовал различные инструменты для привлечения финансирования. Среди них банковское кредитование (объем привлечённых средств увеличился на 31%), лизинг (на 102%), кредиты физлицу на цели бизнеса (48%), факторинг (на 32%), МФО (на 48%), краудфинансирование (на 149%). А вот венчурное финансирование и посевные фонды упали (на 85%).
По результатам глубинных интервью с клиентами банков выяснилось, что основными факторами выбора при кредитовании для субъектов МСБ являются процентная ставка по кредиту, наличие основного счета в банке, репутация финансового института, количество запрашиваемых документов, скорость принятия решения по заявке и наличие одобрения по ней. А наиболее распространенная «боль» клиентов (31,8% опрошенных) — это незнание ими причин отказа в заемных средствах.
Дмитрий Новоченко рассказал, что для изучения клиентских путей аналитики Frank RG обратились в 25 российских банков и подали заявки на кредит от лица 3 компаний из сегмента МСБ. Запрашивали различные суммы — 1,5, 3 и 5 млн рублей на 12 месяцев без обеспечения и залога.
«В 40% случаев мы не продвинулись дальше заявки, — сообщил он. — В 7 из 30 случаев наши заявки отсеивались потому, что мы просто не получили от банков обратную связь».
Аналитик также отметил, что в некоторых случаях процессы в ряде банков были выстроены удобно: не требовалось большого пакета документов и можно было получить решение за 5 минут. Но так было не везде. «Мы, например, столкнулись с ситуацией, когда банк для оформления заявки потребовал от нас 125 документов, — рассказал Дмитрий Новоченко. — Где-то мы столкнулись с ситуацией, где банк попросил выписку по кредитной карте генерального директора, потому что нашли по ней просрочку в 1,5 рубля».
В целом, констатируют аналитики Frank RG, на данный момент наметился разрыв между лучшими 5 банками по процессам кредитования МСБ и остальной частью рынка. Если где-то можно получить решение по заявке за 7 минут, то в другой кредитной организации процесс может растягиваться до месяца. Также большой разрыв наблюдается в количестве требуемых документов. Подводя итоги, аналитик указал, что в кредитовании МСБ для банков по-прежнему есть много точек для роста: это увеличение проникновения кредитования в микробизнес с 10% до 15-20%, уменьшение количества требуемых документов за счет использования больших данных и OpenAPI, сокращение времени обработки заявки на кредитование и работа с клиентами, которые сейчас кредитуются как физлица.
После презентации исследования началась первая часть дискуссии с участниками банковского рынка, которая называлась «Кредитование малого бизнес — ситуация на рынке и перспективы развития». Модерировал ее генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
«Что сегодня является ключевой болью для кредитования малого бизнеса?» — с таким первым вопросом обратился он к участникам дискуссии.
Руководитель департамента развития кредитования малого бизнеса Альфа-Банка Марина Полякова отметила, что проблемы те же самые, что и несколько лет назад. Первая — это недоступность финансирования, потому что банки все еще очень консервативны в принятии решений, и уровень одобрения по кредитным заявкам незначительный. Вторая — это уровень сервиса, поскольку предприниматели, получающие достаточно качественное обслуживание как физические лица, стремятся получить такой же уровень сервиса как представители бизнеса. И третья — вопросы логистики, проблемы с поставками, которые сейчас испытывают многие клиенты.
Старший вице-президент – руководитель блока малого и среднего бизнеса ПСБ Александр Чернощекин, наоборот, указал, что за последние годы банки много сделали в части доступности финансирования. Он напомнил, что в ПСБ регулярно изучаются деловые настроения малого и среднего бизнеса в рамках Индекса RSBI «Компонента доступности кредитов последние несколько лет устойчиво росла, — отметил он. — Поэтому, на мой взгляд, ситуация с доступностью кредитования улучшилась». Кроме того, он отметил, что объем кредитов в стране ограничен емкостью ее экономики.
Директор подразделения «Малый и средний бизнес» Банка Дом РФ Анна Корнелюк, отметила, что объем информации о МСБ у Банка ДОМ.РФ, как новичка, несопоставим с данными у других банков, которые имеют этот набор в «историческом» объеме.
«Мы все время смотрим на данные прошлого. Но у нас сейчас так сильно меняется структура экономики, что неизвестно, настолько данные прошлого можно назвать валидными, — продолжила она. — Станет ли успешный бизнес в будущем таким же успешным, как сейчас? Или что-то изменится? Очень важно построить картину будущего и обогащать ее с помощью искусственного интеллекта, чтобы мы могли гибко реагировать, видеть изменение портфеля, появление новых ниш».
Начальник департамента по развитию корпоративного бизнеса банка ТКБ Илья Лаврухин заявил, что у ТКБ модель работы с МСБ другая: в клиентском сервисе финансовой организации этот сегмент отдельно не выделяется и обслуживается наравне с корпоративным бизнесом. «Потому что мы сделали ставку на сервис, а не на поток от роботизированных заявок, — отметил он. — Такой «олдскул», но при этом сделки структурируют и сопровождают опытные менеджеры, что в разы повышает эффективность и практичность принятых решений. Вопрос только в масштабировании, отсюда и кадровый вопрос, конечно, стоит остро».
«Чувствуете ли вы влияние роста ключевой ставки на бизнес, клиентов, на поведение клиентов?» — такой вопрос задал Юрий Грибанов участникам дискуссии.
Марина Полякова из Альфа-Банка отметила, что сейчас клиенты из МСБ предпочитают брать краткосрочные кредиты, поскольку вкладываться в бизнес под такие высокие ставки на долгий срок им невыгодно. Банк это чувствует, как и ощущает падение спроса на финансирование. При этом она указала, что малый бизнес достаточно адаптивен, соответственно, гибкими нужно быть и банкам: искать решения для клиентов, формируя специальные условия под текущую рыночную ситуацию. «Клиенты будут находить ниши, в которые они будут заходить, даже с такими повышенными ставками», — подчеркнула Марина Полякова.
— А есть какая-то эмпирическая цифра по ставке, выше которой бизнес перестанет кредитоваться? Под 30% он может брать кредиты? — спросил ее Юрий Грибанов.
— Может, — уверенно ответила Марина Полякова.
— А под 40%?
— Может.
— А под 50%?
— Может!
— Мы видели, как под 120% брали. И как возвращали! — добавил кто-то из участников дискуссии.
Анна Корнелюк из Банка ДОМ.РФ напомнила о существовании госпрограмм для МСБ. Она считает, что рост кредитного портфеля в банке обусловлен как раз ими. «Посмотрите, что случилось с ипотекой, которая просто кратно выросла, — указала она. — У нас такая же ситуация была с точки зрения коммерческой недвижимости. И пока именно такие программы будут поддерживать интерес предпринимателей развивать свое производство».
Однако Александр Чернощекин подчеркнул, что бюджет ограничен и его может не хватить на все госпрограммы поддержки. Его поддержала Марина Полякова, отметив, что ситуация с госпрограммами меняется. Если раньше государство активно шло на льготирование, то сейчас развиваются направления госпрограмм, где оно является просто гарантом, не затрачивая бюджетные ресурсы. Также она добавила, что госпрограммы сейчас доступны в основном для крупного малого бизнеса. «Мы не говорим с вами про ИП, микрокомпании, которым нужен миллион, 500 тысяч, 2 миллиона, — объяснила она. — Это крупные малые бизнесы, которые финансируются по госпрограммам, я думаю, начиная от 30 миллионов».
Такой вопрос задал Юрий Грибанов участникам рынка.
Илья Лаврухин из ТКБ сказал, что необходимо учитывать фактор инфляционных ожиданий. «Когда регулятор поднимает ставку, но при этом пытается снизить инфляцию и видит ее на уровне 4% в долгосрочном периоде, зачем брать кредит по ставке от 20%? Первое, что необходимо, это определиться с трендом на рынке ставок. Как только регулятор начнет снижать ключевую ставку, мы можем ожидать отложенного спроса. И второе — государственные льготные программы тоже должны поддерживать тренд такого развития», — заявил он.
Анна Корнелюк из Банка ДОМ.РФ отметила, что ожидает различных коллабораций между компаниями, в том числе с застройщиками.
Адександр Чернощекин сказал, что ожидает крупную цифровую революцию в кредитовании малого бизнеса. «Будем экспериментировать с искусственным интеллектом», — добавил он.
Марина Полякова заявила, что Альфа-Банк оптимистично смотрит в будущее. Банк утвердил бюджет на будущий год, в котором сохранил темпы прироста кредитного портфеля 2023 года. По ее словам, трехлетняя стратегия требует от «Альфы» утроения бизнеса, и в целом эта перспектива есть. «Зеленый океан» у нас еще есть, и необходимо не только «откусывать» куски от него, но и создавать что-то новое. А для этого однозначно есть инструментарий, каналы и конкретные ниши», — многозначительно резюмировала она.
Во второй дискуссии «Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?» принимали участие представители МСБ. Они рассказали о том, как повлияли на них события последних лет и как они взаимодействуют с банками. Модерировал эту дискуссию старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Предприниматели отметили, что с 2020 года испытывали сложности в бизнесе. Сказались пандемия COVID-19, «удаленка», затем СВО, мобилизация. «Пошатало», но со временем все наладилось. «Я благодарна событиям, которые произошли. Каждый из моих коллег в малом и среднем бизнесе стал прекрасным антикризисным менеджером, — сказала соосновательница сети кафе Soul in the Bowl Екатерина Холопова. — Мы стали достаточно гибкими и быстро подстроились под изменения».
Модератор задал участникам дискуссии вопрос, привлекали ли они за последние 3-4 года заемные средства, как выбирали их источник и с каким опытом столкнулись.
Анна-Юлия Макарова, основатель брендов Ретро-доска и ArtBarnWoodрас сказала, что у ее компании есть несколько источников заемного финансирования. «Мы много присутствуем на маркетплейсах, и это самое простое, — отметила она. — Например, на «Озоне» есть Озон Банк, который предоставляет прекрасные оборотные кредиты под очень вменяемые ставки. Все очень удобно, через приложение. Ставка у меня сейчас 17%, миллион-два дают на год по одному документу, по паспорту». Вторым источником финансирования она назвала банковские кредиты на физлицо, это значительно проще и быстрее. Также — оборотное кредитование в тех банках, где есть расчетные счета, и периодическое привлечение займов и инвестиций у частных лиц.
Андрей Скрипко, бизнесмен, трейдер, автор YouTube-канала «Вокруг Скрипко» рассказал, что его портфель коммерческой недвижимости закредитован меньше чем на 20%. Он отметил, что для арендного бизнеса 17% — это слишком высокая ставка, при которой он не может принести доходности. При этом предприниматель добавил, что получить приемлемые условия по банковскому кредитованию под залог коммерческой недвижимости в принципе невозможно. «Главная проблема — это сегрегация заемщиков, — заявил он. — С повышением ключевой ставки позволить себе кредит может не самый добросовестный заемщик, у которого либо бизнес-модель более рискованная, либо какой-то венчурный проект, который он планирует развивать. А вот развитые бизнесы, которые не растут так сильно, не могут позволить себе финансирование по таким ставкам».
Екатерина Холопова рассказала, что, несмотря на неплохие обороты бизнеса, ее компания не имеет достаточного имущества, которое было бы интересно банкам в качестве залога. Поэтому она не имеет хорошего доступа к капиталу в том размере, который нужен.
Андрей Скрипко также посетовал на то, что кредитные менеджеры в банках не особенно разбираются в продукте. «На мой взгляд, «ручной привод» лучше работает, чем системы автоматического скоринга, — предположил он. — Потому что очень часто по каким-то глупым ковенантам ты не проходишь. Условия должны быть более гибкими и подстраиваться под тот бизнес, который кредитуют».
«Стоит ли кредтоваться сейчас, в условиях высоких ставок, или сделать это через 1,5-2 года?» — задал следующий вопрос модератор.
Бизнес — это динамичная, живая вещь, у которого есть потребности, и необходимо находить на это деньги в нужный момент, заявила Екатерина Холопова. А какие источники это будут — это уже другой вопрос. «Нам в 2024 году однозначно нужно будет финансирование, возможно, появятся какие-то государственные программы субсидирования ставок. Мы научились гибкости и ловкости, и будем проявлять ее в 2024 году», — подчеркнула она.
С ней согласилась и Юлия, отметив, что «деньги нужны здесь и сейчас». «У нас очень небольшой горизонт планирования, — объяснила она. — В нашей стране все может измениться в момент. В 2024 году надеюсь на рост. Надеемся на лучшее, готовимся к худшему».
Андрей Скрипко поделился более пессимистичными ожиданиями. Из-за инвестиционности бизнеса ему приходится смотреть вперед с горизонтом 5-10 лет. И что делать в условиях высоких ставок? Только привлекать деньги инвесторов или не делать ничего. «Давайте вспомним, что ЦБ не устанавливает уровень инфляции, а реагирует на него. Я не думаю, что в 2024 году регулятор загонит инфляцию «под плинтус». Скорее всего ключевая ставка останется выше 10%, а ставки по кредитам будут 14-15%. Для меня это является ограничением в кредитовании в обозримом будущем. Это не совсем положительная нота? Все будет хорошо!» — резюмировал он.
После завершения дискуссионной части мероприятия ведущий пригласил на сцену команду Frank RG, которая участвовала в подготовке этого исследования. А затем наступила кульминация — награждение лучших банков в кредитовании малого и среднего бизнеса. Дипломы и статуэтки вручал Юрий Грибанов.
Автор — Татьяна Терновская